Космический корабль "Буран" великие достижения великой страны СССР
Уникальнейший советский космический корабль "Буран" — орбитальный корабль-ракетоплан советской многоразовой транспортной космической системы, созданный в рамках программы "Энергия — Буран". Для посадок космоплана "Буран" был специально построен аэродром "Юбилейный" на Байконуре с усиленной ВПП размерами 450084 м (основной аэродром посадки — "Посадочный комплекс орбитального корабля"). Кроме того, были подготовлены два запасных аэродрома для "Бурана":
"Западный запасной аэродром" — аэропорт Симферополь в Крыму с реконструированной ВПП размерами 370160 м;
"Восточный запасной аэродром" — военный аэродром Хороль в Приморском крае с ВПП размерами 370070 м.
На этих трёх аэродромах (и в их районах) были развёрнуты Комплексы радиотехнических систем навигации, посадки, контроля траектории и управления воздушным движением "Вымпел" для обеспечения штатной посадки "Бурана" (в автоматическом и ручном режиме).
По некоторым данным, с целью обеспечения готовности к вынужденной посадке "Бурана" (в ручном режиме) построены или усилены ВПП ещё на четырнадцати аэродромах, в том числе вне территории СССР (на Кубе, в Ливии).
Космический полёт "Бурана" состоялся 15 ноября 1988 года. Ракета-носитель "Энергия", стартовавшая с площадки 110 космодрома Байконур вывела корабль на околоземную орбиту. Полёт длился 205 минут, за это время корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку на аэродроме "Юбилейный" космодрома Байконур.
Полёт происходил в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и бортового программного обеспечения. Над акваторией Тихого океана "Буран" сопровождали корабль измерительного комплекса ВМФ СССР "Маршал Неделин" и научно-исследовательское судно АН СССР "Космонавт Георгий Добровольский".
На этапе посадки не обошлось без чрезвычайного происшествия, которое, однако, в результате только подчеркнуло успех создателей программы. На высоте порядка 11 км "Буран", получивший с наземной станции информацию о погодных условиях в месте посадки, неожиданно для всех совершил резкий манёвр. Корабль описал плавную петлю с разворотом на 180 (изначально заходя на посадочную полосу с северо-западного направления, корабль сел, зайдя со стороны её южного конца). Как позже выяснилось, из-за штормового ветра на земле автоматика корабля приняла правильное решение дополнительно погасить скорость и зайти по наиболее выгодной в новых условиях траектории посадки. То есть в критической ситуации советская автоматическая система сама вела корабль и принимала решения;
В момент разворота корабль пропал из поля зрения наземных средств наблюдения, связь на некоторое время прервалась. В ЦУПе ответственные лица немедленно предложили задействовать аварийную систему подрыва корабля (на нём были установлены тротиловые заряды, предусмотренные для недопущения крушения сверхсекретного корабля на территории другого государства в случае потери курса). Однако, заместитель Главного конструктора НПО "Молния" по лётным испытаниям Степан Микоян, отвечавший за управление кораблём на участке снижения и посадки, принял решение подождать, и ситуация разрешилась благополучно.
Система управления корабля "Буран" должна была выполнять автоматически все действия вплоть до остановки корабля после посадки. Участие лётчика в управлении не предусматривалось. Автоматика справилась на отлично.
Впервые в практике двигателестроения была создана объединённая двигательная установка, включающая топливные баки окислителя и горючего со средствами заправки, термостатирования, наддува, забора жидкости в невесомости, аппаратурой системы управления и так далее.
Бортовой комплекс управления состоит примерно из пятидесяти программных систем, на базе компьютера IBM System/370. Часть системных команд из IBM-набора S/370 не была реализована, в то же время было добавлено много оригинальных команд общего назначения, не имеющих аналогов в IBM-наборе. На борту корабля находилось два комплекта БЦВМ "Бисер-4" по четыре аппаратно-параллельных компьютера и аппаратного компаратора, допускающего автоматическое отключение подряд двух компьютеров в случае аварийных результатов (4 основных + 4 резерв). Кстати, КК "Space Shuttle" имеет только программное резервирование.
Применение компьютерных технологий, разработанных в СССР, позволило в короткие сроки разработать программные комплексы объёмом около 100 Мб. В случае отказов ракетных блоков первой и второй ступеней ракеты-носителя система управления орбитального корабля обеспечивает его аварийное возвращение на землю в автоматическом режиме.
При внешнем сходстве с американским "Шаттлом" орбитальный корабль "Буран" имел принципиальное отличие — он мог совершать посадку полностью в автоматическом режиме с использованием бортового компьютера и наземного комплекса радиотехнических систем навигации, посадки, контроля траектории и управления воздушным движением "Вымпел". Американский корабль так не может;
"Шаттл" садится с неработающими двигателями. Он не имеет возможности несколько раз заходить на посадку, поэтому предусмотрено несколько посадочных площадок на территории США.
Довывод на орбиту осуществлялся двигателями самого "Бурана", этим исключалось загрязнение орбит обломками отработанных ступеней ракеты.
Данная схема универсальна, поскольку позволяла осуществлять вывод на орбиту не только МТКК "Буран", но и других полезных грузов массой до 100 тонн. "Буран" 8 лет строили без выходных. Создавались химические материалы, которые были нужны, но которых никогда не производили. Если в ступенях ракеты при запуске использовалось традиционное горючее, то в самом "Буране" - не имевшее аналогов сложнейшее химическое.
На первом месте стоял кварц особой чистоты - важнейший компонент для защиты корабля. Привезли образцы с Урала - не подошли. Следующую партию доставили из Бразилии. Её использовали в изделии "Бор" - прототипе "Бурана", на котором испытывали планерные свойства. После полёта "Бор" приводняли в океане, где его подбирали советские корабли.
Для получения кварца высочайшего качества в Гусь-Хрустальном построили громадные мощности. Это сложнейшее производство, сохранилось и сейчас и не особо открыто. "Буран" принципиально отличался от самолёта - его старт был огневой, а сделан он был на 80% из химических материалов. Но авиаторы всё же сыграли в этом проекте свою роль: на базе Министерства авиационной промышленности проверялись первые модели челнока на планерность и был создан сверхмощный самолёт "Мрия" - воздушная стартовая площадка для "Бурана".
Работа над "Бураном" сконцентрировала в кулак несколько сот коллективов из различных отраслей. Кроме того, для обеспечения проекта было создано 40 новых производств. В проекте были задействованы лучшие специалисты всех республик Советского Союза. Например, в Белоруссии создали 5 бортовых электронно-вычислительных машин, 4 из которых вырабатывали решения по заданным параметрам, а пятая их синтезировала. Сработали они очень чётко, обеспечив успешные полёт и посадку в автоматическом режиме. Всего было создано 300 новых материалов, в том числе совершенно уникальных - специальные волокна и ткани на их основе, смазки, топливо, термоизоляция, системы управления; "Буран" сделан исключительно по отечественным технологиям и из советских материалов. Создавались новые глобальные технические решения; например при старте необходимо было охлаждать бетонный лоток, куда уходят раскалённые до 3500 градусов газы. Для этого пришлось отвести воды реки Сырдарьи в рукотворное подземное озеро. А расход воды при запуске - больше, чем у всех фонтанов Петергофа!
"Буран" создавался главным образом в интересах Министерства обороны в ответ на американскую милитаризацию космоса. Главное преимущество "Бурана" в том что он входил в космос с полным запасом топлива, это делало его и до сих пор делает не сравнимым ни с чем. Фактически он мог в любое время и в любом месте вынырнуть из космоса, нанести удар и уйти от поражения. Кроме того, он мог находиться в полёте очень долгое время - насколько хватало продовольствия и здоровья космонавтам. Всего этого и близко не было у американских шаттлов. Двадцать "Буранов" обеспечивали бы полное господство СССР в космосе.
Орбитальный самолёт разрабатывался прежде всего в оборонных целях - чтобы сдержать потенциального противника, который мог использовать космическое пространство для быстрой доставки ядерного оружия. Но были и мирные задачи - выводить на орбиту, обслуживать и возвращать на Землю космические аппараты.
В 1990 г. работы по программе были приостановлены, а в 1993 г. прекращены. Озвученная причина - отсутствие финансирования. На момент закрытия программы было построено (или велось строительство) 5 кораблей. Кроме того, существовало несколько макетных образцов для динамических, электрических, аэродромных и прочих испытаний. Один из них сейчас стоит на ВДНХ.
Единственный летавший в космос "Буран" (изделие 1.01) был разрушен: в 2002 г. на него упала кровля монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, где он хранился.
Проект возродить невозможно по многим причинам.
Да и возрождать уже нечего - всё потеряно. Можно говорить только о создании нового многоразового крылатого корабля - на ином технологическом уровне и под новые задачи. Но Россия просто не потянет проект такой сложности. Такие вещи мог создавать только Великий СССР!

1 комментарий