Ко Дню Рождения ВЛАДИМИРА МИГУЛИ...
Владимир Мигуля родился в Сталинграде (Волгограде) 18 августа 1945 года.
Его отец Георгий Мигуля был военным летчиком, а мать Людмила Александровна была медстатистиком и лейтенантом медицинской службы в годы войны.
Владимир учился в школе в 8 города Орска, окончил музыкальную школу в Волгограде, и в 1963 году поступил в Волгоградский медицинский институт. После второго курса института он поступил в волгоградское музыкальное училище, в 1968 году окончил оба учебных заведения и поступил в Ленинградскую государственную консерваторию, после окончания которой в 1974 году переехал в Москву.
Первые написанные им песни были лирические, и среди них слушателям сразу запомнилась песня "Поговори со мною, мама" на стихи В.Гина. Позднее им был написан цикл военно-патриотических и солдатских песен: "Песня о солдате" на стихи М.Агашиной, "Аты баты, шли солдаты" на стихи Танича и другие произведения. Стиль музыкальных лирических произведений Мигули окончательно сложился к началу 1980-х годов - это были естественные, напевные мелодии в лучших традициях русских городских романсов и советских песен 1940-50-х годов.
В 1980-е годы Владимир Мигуля начал сотрудничество с вокально-инструментальным ансамблем "Земляне". Вместе они записали диск-гигант, и некоторое время "Земляне" работали с Мигулей в качестве аккомпанирующего состава. В 1983 году появилась песня "Трава у дома", ставшая визитной карточкой группы, и вскоре оказавшаяся в числе песен-лауреатов Всесоюзного зрительского телевизионного конкурса "Песня-83". А вскоре подобно Евгению Мартынову и Александру Градскому Мигуля в 1980-х годах стал композитором-исполнителем, благодаря тому, что обладал приятным тенором, и пел выразительно и проникновенно.
В 1994 году Владимир начал себя плохо чувствовать. Он был всегда абсолютно здоров. Даже никогда не простужался. Не пил, не курил... Утром вставал и занимался спортом. Но вдруг у Владимира стала провисать стопа. Это поначалу отнесли насчёт занятий спортом - потянул связки. Потом стали появляться дефекты речи. Владимиру Мигуле был поставлен смертельный диагноз: боковой амиотрофический склероз. Человек с таким заболеванием медленно угасает, у него атрофируются мышцы, но при этом сознание остаётся ясным. Против этой болезни нет лекарств. Обычно этот недуг поражает молодых и проявляется не сразу. Композитору было всего сорок семь лет. Жена Марина вспоминала: "Полгода мы от него всё скрывали. Рассылали со старшей дочкой факсы во всё международные центры мира, где изучается эта болезнь. После каждого отказа, обнявшись, рыдали всю ночь. Но однажды Володя попросил: "Мариш, зайди в кабинет, сядь рядом, я всё знаю. Ты не должна больше это держать в себе. Я отношусь и к жизни, и к смерти философски. Значит мне так назначено. Но готов на любые эксперименты. Если не мне, то, может быть, кому-то это потом поможет". Оказывается, он случайно нашёл один такой факс и отнёс знакомому переводчику и тот ему перевёл с английского. Володя мне сказал: "Не переживай. Мы всё когда-нибудь умрём, но я не хочу терять наше с тобою время. Давай бороться вместе". Если честно, мне сразу стало легче".
На один из Марининых факсов в медицинские центры откликнулся профессор Прзунтек из Германии. Половину суммы на лечение выделало государство. Семье пришлось переехать в съёмную двухкомнатную квартиру, свою же в центре - сдать в наём. Но лечение улучшений не принесло, болезнь прогрессировала. Володя согласился поставить на себе эксперимент и перенёс очень болезненную процедуру операцию без обезболивания. Немецкие медики были потрясены: "Такое мог выдержать только русский!" Лечащий врач сказал, что впервые видит такого мужественного и цельного человека. Но всё было напрасно. День за днём Владимир терял подвижность, худел, мышцы отказывались слушаться. 18 августа 1995 года очень многие пришли поздравить композитора с 50-летием. "Это было радостно, но очень тяжело - вспоминала Марина. - Володя практически уже не мог сидеть даже на кровати. Я его сажала на 3-5 минут и впуская очередную партию гостей, чтобы они его могли хотя бы поздравить. Потом он опять лежал. А люди стояли и ждали около двери".
Марина решила подарить мужу на юбилей... концерт. Эту идею подхватили артисты, соавторы, друзья. Концерт, посвящённый 50-летию Владимира Мигули и 25-летию его творческой жизни, удалось провести в ГКЗ "Россия" через 5 месяцев - 17 января 1996 года. Благодаря Диане Берлин и коллективу "Авторадио" Володя мог слушать его прямую трансляцию. И каждый артист обращался к нему со сцены. Володя уже не мог говорить, но был счастлив. Этот концерт продлил ему жизнь ещё на месяц. Он очень хотел увидеть его по ТВ, но телевизионное начальство не спешило с этим показом.
Володя все прекрасно осознавал, так как окончил медицинский институт и год работал челюстно-лицевым хирургом. Со спокойствием врача готовил близких к своему уходу. Вспоминал Андрей Дементьев: "Мне позвонила Марина и сказала: "Володе плохо..." Я позвонил Бисеру Кирову, который был в Москве, Вале Толкуновой и сказал: "Ребята поехали к Володе". Ему было очень плохо... Я ему говорю: "Володь, как себя чувствуешь?" У него правая рука уже не работала и он левой рукой показывает мне вот так - большой палец вверх! Я таких мужественных людей в жизни вообще не встречал... Потом (Володя) жестами попросил у Марины бумагу (он уже не говорил) и левой рукой написал записку. Она у меня храниться. Там написано: "Андрей, прости меня за всё. Это по причине болезни. Я виноват перед тобой". У меня перехватило горло вот, как сейчас. Я говорю: "Володя, ты не в чём не виноват. Это я у тебя должен просить прощения, потому что я был в отъезде и столько времени у тебя не был..."
Вспоминала Марина Мигуля: "Когда Володя уже не смог самостоятельно глотать, он сказал: "Мариночка, началась последняя стадия, ты должна быть мужественной". Последние недели они общались друг с другом только глазами...
Владимир Мигуля скончался ранним утром 16 февраля 1996 года. Благодаря лечению и самоотверженному уходу родных он прожил не 6-12 месяцев, как в самом начале предсказывали врачи, а три года. Вначале Владимиру Мигуле нашли место где-то на обочине Ваганьковского кладбища. Но когда об этом узнал мэр Москвы Юрий Лужков, то распорядился о перезахоронении в центральной части кладбища. В последний путь Владимира Мигулю провожали под аплодисменты.