МАРИЯ ГАРТУНГ — ДОЧЬ ПУШКИНА
Мария Александровна — старшая дочь Александра Сергеевича Пушкина. Она родилась 19 (31) мая 1832 года, а имя свое получила в честь бабки поэта — Марии Алексеевны Ганнибал.
Девочкой она была довольно болезненной, что часто сильно беспокоило ее впечатлительного отца, который в своих обращениях к жене писал: "Говорит ли Маша? Ходит ли? Что зубки? Что моя беззубая Пускина?"
Она оказалась единственным ребенком поэта, у которого остались хоть какие-то воспоминания об отце. Пушкин погиб, когда Маше шел пятый год. Как и полагается дочери дворян, Мария получила отменное образование. В возрасте 9 лет свободно владела французским и немецким, играла на фортепиано, в шахматы.
В 1839 году Мария Пушкина перебралась из семейного имения в столицу. Высшее общество Петербурга приняло ее в свой круг общения не столько за заслуги ее отца, сколько за ее ум, доброжелательность и хорошие манеры. Биограф Пушкина Петр Бартенев вспоминал: "От сходства с отцом она сохранила тот искренний задушевный смех, о котором говорили, что он был у Пушкина также увлекателен, как его стихи".
В 1852 году Мария окончила Екатерининский институт, после чего была приглашена во фрейлины Марии Александровны, супруги императора Александра II.
Замуж Мария Александровна вышла поздно - в 28 лет за генерал-майора Леонида Гартунга, который управлял Императорскими конными заводами в Москве и Туле.
"Редкостная красота матери смешивалась в ней с экзотизмом отца, хотя черты её лица, может быть, были несколько крупны для женщины", — писал современник о Марии Александровне Гартунг, урожденной Пушкиной.
Именно эти неправильные черты легли в основу внешнего облика главной героини романа Льва Толстого "Анна Каренина". Мария Александровна познакомилась с писателем в Туле, на одном из приёмов. Рассказывали, что дочь Пушкина сразу привлекла внимание графа. А когда на его вопрос ему сообщили, кто эта женщина, Лев Николаевич воскликнул: "Да, теперь я понимаю, откуда у неё эти породистые завитки на затылке!"
"Она послужила ему типом Анны Карениной, не характером, не жизнью, а наружностью. Он сам признавал это", — писала свояченица Толстого Т.Кузминская.
Толстой описывал Каренину в своей книге: "На голове у нее, в черных волосах, своих без примеси, была маленькая гирлянда анютиных глазок и такая же на черной ленте пояса между белыми кружевами. Прическа ее была незаметна. Заметны были только, украшая ее, эти своевольные короткие колечки курчавых волос, всегда выбивающиеся на затылке и висках. На точеной крепкой шее была нитка жемчугу".
Спустя 17 лет совместной жизни, генерала не стало. В 45 лет Мария Гартунг осталась вдовой. Леонида обвинили в хищении векселей и других ценных бумаг у еврея-процентщика. Обвинение было ложным, но доказать свою невиновность Гартунг не мог, поэтому застрелился прямо в здании суда, желая избежать позора. В кармане у него нашли записку со словами: "Клянусь всемогущим Богом, что ничего не похитил и своих врагов прощаю".
Через некоторое время генерала оправдали посмертно, но это никак не помогло вдове, она осталась без единого гроша. Гартунг обратилась за помощью к императору, который назначил пенсию дочери любимого поэта в размере 240 рублей в год. В 1899 году, к столетию со дня рождения Пушкина, ее пенсию повысили до 300 рублей.
До конца своих дней Мария Гартунг осталась верной мужу. Детей у супругов не было. Мария жила у родных, помогала воспитывать детей и принимала активное участие во всём, что было связано с ее отцом и памятью о нем. В 1880 году присутствовала вместе с братьями и сестрой на открытии памятника Пушкину в Москве.
В 1900-м в Москве открыли аудиторию-читальню (ныне Библиотека имени А. С. Пушкина), попечителем которой стала Мария Александровна. Там она проработала до 1910 года, пока ей позволяло здоровье.
Гартунг "посчастливилось" дожить до времен Октябрьской революции. Большевики лишили ее пенсии, оставив несчастную старуху умирать голодной смертью. За сестру вступилась Анна Арапова, дочь Натальи Николаевны от второго брака. Она обратилась за помощью к баронессе Врангель, которая в свою очередь попросила наркома просвещения Луначарского ходатайствовать о назначении пенсии нуждающейся. Пока бюрократическая машина рассматривала "степень ее нуждаемости", дочь Пушкина умерла от голодной смерти 7 марта 1919 года. Документ о назначении пенсии подписал лично Ленин, однако она была потрачена на ее похороны.
До конца своих дней, оставшаяся в одиночестве, Мария Александровна в любую погоду приходила к памятнику Пушкину на Тверском бульваре — на свидание с отцом, которого почти не помнила, садилась на скамейку у памятника и сидела там до темноты, всегда на одном и том же месте и в дождь, и в снег...
Поэт Николай Доризо позднее посвятил ей эти строки:
"Она приходит каждый день сюда
И на Тверском бульваре неподвижно
Сидит по-старчески, и давние года
С ней подолгу беседуют чуть слышно.
Воспоминанья стареньким платком
Ей согревают согнутые плечи.
Сюда она приходит постоянно
С гвоздикой алой в сморщенной руке,
Дочь Пушкина - любимица Мария.
Как Машка? - в письмах он писал о ней.
Она цветок положит на гранит,
Потом в сторонку сядет незаметно
О чем так долго, так заветно
С отцом великим говорит?
Во всей России знать лишь ей одной,
Ей, одинокой, седенькой старухе,
Как были ласковы и горячи порой
Вот эти пушкинские бронзовые руки.
Она встает. Пора идти к себе в квартиру,
Уходит. Растворяется в толпе
Неторопливо, молча, безымянно...".

2 комментария