Фразеологизм "Сирота казанская" сегодня на слуху, и употребляется он уже, скорее всего, в качестве некой беззлобной шутки. Подобное выражение чаще используют по отношению к людям, которые строят из себя обиженных, обделённых и беспомощных, пытаясь разжалобить, снискать благосклонность.
Но откуда оно пошло? Если со словом сирота всё понятно, то невольно возникает вопрос, почему именно "сирота казанская", а не астраханская или пензенская?
Ответ кроется в истории Государства Российского. А зародился этот фразеологизм ещё в 16 веке в годы царствования Ивана IV. В то время Казань находилась под влиянием казанского ханства. Правили там татарские князья, называемые мурзами. Однако после успешного похода, инициированного Иваном Грозным, Казань была отвоевана, а ханство постепенно распалось. В новых условиях мурзам пришлось приспосабливаться, чтобы снискать расположение нового хозяина. Они пытались буквально выпросить у царя различные льготы и поблажки для себя, постоянно сетуя и жалуясь на свою горькую участь и судьбу. И многим это удавалось. В исторических летописях имеется множество различных примеров, когда пронырливые попрошайки и плуты умудрялись получать щедрые награды, большие жалованья в качестве подарков, особенно если мурзы решались переменить веру. А русский народ, видя это и всегда отличаясь острым словцом, таких просителей прозвал первыми "сиротами казанскими".
Очеркист и этнограф С. Максимов в книге "Крылатые слова" пишет: "Казанский сирота", а ровно и "нищий" из того же места, как московский жулик и петербургский мазурик - тип особенный и самостоятельный. Он назойлив и докучлив: от него не отвяжешься. Он плут нагольный и образцовый притворщик: нищенством и попрошайством он простодушно промышляет..."